Статьи

Бабушка и воспитание

Бабушка растила детей в довоенное и послевоенное время. Тогда самое главное в воспитании было – как можно раньше научить детей делать взрослую работу.
Воспитывали, в первую очередь, помощников в семье.
Бабушка, как мать пятерых сыновей, считала, что главное в воспитании – научить мальчиков делать всю мужскую работу.
Колоть дрова, запрягать лошадей, копать картошку, чинить сбрую, косить траву, резать скотину…
Девочек у неё не было
- Бог не дал, - как она говорила, но сама бабушка с пяти лет училась вязать носки. А с шести лет – пряла шерсть, вязала и ткала половички и полотенца на самодельном станке, который отец её, дед Евсей, сам собрал.
Для крестьянской девочки подготовка приданого начиналась именно в этом возрасте, чтобы лет за десять успеть наткать, навязать, навышивать скатертей, подушек, перин, полотенец и других вещей для семейной жизни.
Бабушка была работящая невеста, и замуж вышла не рано, а даже поздно, по крестьянским меркам- в 18 лет; поэтому сундук с приданым у неё был очень тяжёлый.
Ценность этого сундука подтверждается семейным преданием:
В 1914 году в Кинель -Черкассах был очень сильный пожар. Тогда выгорело половина улицы, а дом её семьи устоял, уберегли - вся семья поливала его водой, чтобы не загорелся.
Но перед этим она, тогда ещё 15-летняя, успела в одиночку оттащить свой сундук с приданым подальше, на огород – чтобы не сгорел.
Самое дорогое уберегла!
Потом этот сундук обратно в избу еле-еле занесли четыре мужика: такой он был тяжёлый!!
Вот что значит русская женщина в состоянии шока!
Где тут конь и где горящая изба??
В воспитании детей, бабушка с иронией относилась к нашим воспитательским ухищрениям, как и к педагогической литературе моей мамы относилась скептически. Да и вообще, как человек неграмотный, к книгам она относилась с недоверием.
- Это чой-то? Книжки про то, как детей воспитывать? А чо их воспитывать? Корми да обстирывай, они сами вырастут. У меня вон, ни одного плохого сына нет – все здоровые да воспитанные, - комментировала бабушка.
Возразить было нечем - все её невестки с двумя детьми на каждую семью, никак не попадали в её пятидетный опыт.
Как говорится, «непрезентативная выборка».
Поэтому попытки «педагогического подхода» сначала наших мам, а потом и нас, внуков, к воспитанию собственных детей вызывали у неё усмешку.
Бабушка пыталась воплотить свои принципы воспитания во мне - учила вязать носки лет в десять. Мне тогда не понравился этот процесс - спицы тонкие, шерсть колючая…
Зато, благодаря этим урокам, лет в семнадцать я умело взяла в руки спицы, и обвязывала модными кофтами себя и подруг – спасибо, бабушка!
Прясть шерсть на прялке, и ткать я так и не научилась, бабушкины попытки были тщетными.
- Как же ты жить-то будешь? - сетовала она.
Но то, что казалось важным для бабушки – мне не пригодилось, ну, кроме вязания.
Зато она была уверена, что совершенно необязательно читать, анализировать и сопоставлять информацию – то, что оказалось нужным и важным в моей жизни.
Она вообще считала в глубине души, что учёба в институтах не больно – то и нужна. Вполне достаточно уметь читать и считать, чтобы тебя не обманули на рынке.
Дед мыслил шире, и оттого дал всем сыновьям высшее образование.
Хотя «дал» - громко сказано.
Он просто не препятствовал отъездам сыновей в город, на учёбу. И помогал им выжить там продуктовыми посылками.
Всего остального сыновья добивались сами.
Глядя на то, как мы, её внуки, растили своих детей, она усмехалась:
- РОдите одного, и нянькаетесь с ним! А ты роди их хучь пятОк, тогда и баловать некогда будет!
В логике не откажешь - чем больше детей, тем легче они вживаются в любой коллектив. Опять же, ни за кем из них не надо бегать, чтобы засунуть в рот ложку каши, как делала со мной моя мама - я всегда плохо ела.
Бабушка вообще этого не принимала: как это может быть проблемой что ребёнок плохо ест?
- Ну, пусть не ест, - резонно говорила она.
– Набегается, придёт!
Крестьянский подход бабушки к воспитанию выдержал проверку временем.
Все её сыновья выросли трудолюбивыми и умными людьми, выросли до руководителей – кто заводов, кто управлений, а кто и животноводческих комплексов.
Все создали крепкие семьи. Но каждый воспитал только по двое детей.
Процесс роста внуков бабушка тоже комментировала по своему. Меня, например, она ругала за то, что много читаю: бесполезное, на её взгляд, занятие, потому что полезное – это работа руками, и создание нужных в хозяйстве вещей, например, носков или блинов.
Ещё было полезно поливать огурцы, или пропалывать грядки. Проводить корову в стадо, в пять утра, да подоить её вечером. В крайнем случае, можно было прогуляться в лес, но с конкретной задачей – за грибами. Или за орехами.
Если идёшь на речку купаться - не поленись, возьми с собой удочку и ведёрко, заодно и рыбы наловишь.
Любое движение, по её мнению, предполагало непременный полезный для семьи результат.
Бабушкин подход к воспитанию детей не совпадал с мнением наших родителей.
Прогулки и поездки на отдых, она называла баловством - ну какая от этого польза?
Единственное, чему я смогла научиться у неё по собственному желанию, так это печь блины, сама она пекла их буквально из ничего – мука и вода. Ну, соль ещё.
И это было очень вкусно!!!
Мои же успехи на ниве кулинарии она оценивала просто:
- На молоке и с яйцом, любой дурак сделает. А ты вот на воде сделай, да чтоб вкусно было!
Бабушка, я так и не смогла!

История от Ларисы Матросовой
Истории
Made on
Tilda