Статьи

Бабушкин Патриархат

Отношения в нашей семье бабушка строила так, как было принято издавна в крестьянских семьях позапрошлого века: патриархат, и никаких других вариантов. Как в анекдоте:
Первый пункт - мужчина всегда прав, пункт второй — если мужчина не прав, смотреть пункт первый. Короче говоря, слово его самое главное и непререкаемое.
Меня это, конечно, ужасно возмущало, так же, как и мою маму, и всех жен папиных братьев. Можете себе представить, какие отношения были у бабушки со своими невестками, причём все они были образованы, учителя и врачи, что подтверждалось соответствующими дипломами о высшем образовании.
Сейчас я понимаю, что именно этот способ отношений и помог семье выжить в трудные времена.
Когда в стране началась коллективизация, многие крепкие крестьянские хозяйства начали этому активно сопротивляться, не понимая, зачем им объединяться с кем-то, если в хозяйстве и так всё в порядке.
- Все, кто не пил, и работал, жили хорошо, - рассказывала бабушка, - А тут , отдай свою скотину в дырявый общий хлев, где за ней ухаживать-то некому.
Сейчас даже представить сложно, что от вас потребовали отдать всех ваших животин, чуть-ли не членов семьи от рождения, в общий приют – им дескать лучше будет там, в коллективе.
Вот тогда крестьяне и взбунтовались, когда им велели пригнать свой скот на колхозный двор, это было знаменитое «чапанное восстание», в котором мой дед не участвовал только потому, что в это время жил на дальних лугах, на выпасе.
- Когда я вернулся, повстанцев уже повязали...
Он не спал, всю ночь просидел во дворе, чернее тучи, а утром велел бабушке отвести скотину в колхоз.
- Не реви! Плетью обуха не перешибешь! Иначе сотрут нас всех в порошок.
Первыми они были с улицы Крестьянской, кто подчинился коллективизации, именно это спасло семью от раскулачивания. За ними потянулись и остальные хозяйства – дед был на селе в авторитете. Бабушка плакала, когда вспоминала, чуть ли не по именам, своих питомцев - коров, лошадей и овец… И даже поросят и кур.
Младшую сестру бабушки, Полину, раскулачили и сослали со всей её семьёй в Сибирь, откуда она вернулась только в 60-е, уже пенсионеркой. Из пятерых ее сыновей в живых остался только один.
Бабушка очень переживала, когда вспоминала эту историю
- Плохо жилось. Голодно. И не только людям...
В дырявом колхозном сарае их бывшая домашняя скотина просто погибала. Корова, вместо пяти ведер молока в день, как раньше, давала только одно.
Мне были непонятны её рассуждения о жизни. Мне - пионерке, воспитанной на фильмах «Свинарка и пастух» и «Кубанские казаки», где колхозная жизнь была беспечной и счастливой.
Она часто спорила с моим папой , работающим в сельском хозяйстве, и не знавшим иной жизни, кроме колхозной.
Слушая его восторженные рассказы про новые коровники и доильные аппараты, и спрашивала:
- А что же эти коровы молока дают, как козы?
Но дальше этого вопроса ее сарказм не распространялся , ибо сына надо слушать - мужик же!
С сыновьями она никогда не спорила, даже если была не согласна.
- Мужики лучше знают.
Весь жизненный опыт, что был у неё, подтверждал её правоту.
Может быть потому что, пять сыновей - пять мужиков, привела она в этот мир, и ни одной дочки.
От невесток она требовала, такой привычной ей, подчиненности своим мужьям. Женщины были с этим не согласны.
Мама вспоминала, как приехала в 1953 году вместе с мужем, моим отцом, в бабушкин дом. С одним фанерным чемоданчиком в руках.
- Где-же твое приданое? - строго спросила бабушка, и этим объявила бесконечную войну моей маме, которая считала, что её приданное это диплом о высшем образовании, что и подтвердила для себя неоднократно.
Но бабушка, которая с шести лет вязала носки, ткала скатерти и собирала гусиный пух на перину – не могла понять, как без этого можно войти в дом мужа?
Уж у неё-то, в свое время, был целый сундук приданого: самодельные скатерти, постельное бельё и подушки...
Ну, и с остальными невестками разговор был разговор был такой — же короткий. Все были «бесприданницы», в бабушкином понимании. И даже мужья не могли защитить их от её осуждения,
поэтому жить вместе и не стали. У всех были квартиры, или дома и, конечно, там всё было в порядке с подушками и скатертями.
Но отношения от этого лучше не становились.
Помню хорошо, как родители привозили нас к бабушке на лето, а сами тут же старались побыстрее уехать.
Бабушка пекла для нас блины по утрам,
- Идите, ишьтя!
И плошку со сметаной ставила перед братом.
- Пущай, мужик сначала поест!
Пятилетний «мужик» ел, а мы бунтовали.
Конечно, никто не уходил обделённым от бабушкиного стола, но потом..
Так у неё во всем - лучший кусок мужику, лучшее место в телеге- мужику, кровать в саду под яблоней – пущай мужик поспит.
Иногда бабушка вспоминала, деда Федора, как он поехал на покос, в новой рубахе из холстины, плотной льняной ткани, где прожил две недели. Когда она начала стирать рубаху , та просто развалилась у неё в руках. От пота рубаха сопрела и выносилась.
- А у нее спина-то и выпала! Изработалась! В моём роду все мужики пахали так же, изнашивались, похлеще той рубахи!
Покос. Пахота. Сев. Выпас лошадей. Дрова из леса. Дом.
Роль мужчины - кормильца в крестьянском хозяйстве всегда была очень велика, ведь самые тяжёлые работы выполнялись мужчинами, отсюда и главенство в семье, и принятые всеми безукоризненно их решения.

История от Ларисы Матросовой
Истории
Made on
Tilda